Увидел у Yelena Don пост про успехи Байтерека, и среди них БРК. В целом всё конечно классно, но если можно просто пару комментов.
БРК снизил долю проблемных кредитов с 43% до 16%. Почему и каким образом у банка развития, у которого, ввиду мандата, должны быть самые качественные (среди всех остальных участников кредитной системы) процедуры due diligence и проектного анализа, портфель может быть наполовину составлен из NPL – никто особо не спрашивает.
К примеру у таких банков развития как Азиатский Банк Развития, Европейский Инвестиционный Банк, Межамериканский Банк Развития, Северный Инвестиционный Банк, Международный Банк Реконструкции и Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития – очень стабильная история долей NPL на уровне ~0%, и в исключительных ситуациях может быть до 4-5%.
Снизили долю NPL путем продажи их в ИФК, позднее может всё ещё через Нацфонд профильтруют, – дело это нехитрое, и хотя в чём-то и полезное в целом для системы, но несёт в себе большой моральный риск: если все ошибки в итоге замазываются, убытки национализируются (а в итоге, естесственно, социализируются), то какая формируется структура мотивации на будущее?