Прозрачность

В конце прошлой недели агенство S&P снизило прогноз рейтинга РК на “негативный” с пометкой о падении эффективности монетарной политики из-за необходимости вмешательства Нацбанка на валютном рынке, а также ввиду отсутствия четкой коммуникации действий и политики.

Есть несколько причин, по которым центральные банки стараются скрывать интервенции на валютном рынке.

Все они так или иначе имеют отношение к сохранению авторитета ЦБ и доверия рынка. (К сожалению, адекватного перевода слова credibility на русский язык нет в природе; прилагательное от него – credible – можно перевести как “достойный доверия”).

Первая причина связана с собственным мнением центрального банка насчет эффективности и адекватности интервенции. В случае если решение об интервенции принимается извне ЦБ (скажем, в политических целях), в то время как сам ЦБ с подобным решением не согласен (скажем, по причине его несообразности с общей линией проводимой макроэкономической политики и требованиями экономических реалий) – ЦБ будет стараться действовать инкогнито.

В качестве примера конфликта между целевым уровнем обменного курса и задачей, которая ставится правительством можно вспомнить Центробанк Японии, который в конце 1990-х и начале 2000-х, ввиду желания правительства удешевить национальную валюту ради стимулирования экспорта, проводил нестерилизованные интервенции на валютном рынке, скупая доллары и накачивая уровень денежной массы (количественное смягчение). Многие из этих интервенций были скрытными, так как центробанк не мог утверждать, что действует в целях коррекции диспропорций оптимального обменного курса (часто использумый аргумент в официальной коммуникации центральных банков).

Вторая причина связана с неуверенностью ЦБ в оценке глубины и волатильности рынка в момент интервенции – следовательно присутствует риск неожиданного провала проводимого вмешательства в рыночный процесс из-за ответной противоположной реакции рынка с последующей утратой авторитета ЦБ. Центробанк Японии (и многие другие), к примеру, проводил интервенции вне японского торгового времени для того, чтобы их скрывать.

Ещё одна категория имеет отношение к избежанию смешанных сигналов – кроме менеджмента валютного курса, ЦБ регулярно проводит операции на рынке в целях управления резервами и других нужд, однако это разделение не всегда очевидно для участников рынка. Центральный банк, пытающий скрыть неудавшуюся попытку вмешательства потеряет больше доверия, чем тот, который открыто объявит о проблемах и ограничениях механизма валютной интервенции. В развивающихся экономиках с меньшими размерами валютных рынков, конечно, у ЦБ есть большее информационное преимущество и влияние; в развитых странах – ЦБ стараются фокусироваться на увеличении качества и количества коммуникации с рынком.

More from the same category:

Leave a Reply