По вопросам ( РЦБК – аналитический журнал ) касательно амнистии капитала.
1. Как вы думаете, насколько целесообразно, своевременно и актуально проводить амнистию капитала на сегодняшний день? Действительно ли, государство (бюджет страны) нуждается в этих средствах или эта «этическая» акция с целью повышения доверия бизнеса к государству? Какие еще цели может преследовать государство официально и фактически?
Настояющую “своевременность” и “актуальность” этой затеи невозможно отделить от конъюнктурных интересов политкоммерсантов, поскольку проблемы недекларируемых доходов и теневой экономики в более широком смысле – актуальности не теряют никогда, в прочем как и вопрос дыр в бюджете.
В целом у этого механизма есть как экономическая так и правовая задачи – расширение будущей налогооблагаемой базы и улучшение экономической порядочности гос.чиновников – но и первое и второе могут быть достигнуты лишь при 1) очень юридически грамотном проведении самого процесса амнистии и 2) жестком правовом преследовании уклонившихся от амнистии субъектов, тем не менее имеющих укрытые доходы. Всё это, конечно, сильно перекликается с общими усилиями в части антикоррупционной политики.
Философски, конечно, вопрос незаконных/незадекларированных доходов и связанных с ними накоплением активов (пресловутая приватизация) достаточно сложен, так как никаких справедливых правовых механизмов отката ситуации к изначальному положению не существует.
2. Как вы думаете, на кого в первую очередь направлена эта акция (чиновники-коррупционеры, большой бизнес, МСБ)? Кто ею, скорее всего, воспользуется, а кто нет и почему?
Сложно сказать до тех пор, пока не будет ясно качество правового преследования после окончания сроков переходного периода амнистии, но в любом случае, вряд ли расчет идёт на МСБ.
3. Почему амнистию капитала принято проводить перед введением всеобщего декларирования доходов?
Потому что качественно проведенная амнистия – это своего рода “последний шанс” безнаказанно признаться в нечаянном или намеренном укрытии доходов, после которого наступают новый “нулевой отсчет” законного обогащения и ужесточение контроля.
4. Амнистию капитала в Казахстане уже проводили дважды – в 2001 и 2007 годах. В первый раз надеялись легализовать около 3 млрд долларов, а вернули лишь 500 млн. Во второй раз — уже 7 млрд. Обе эти амнистии эксперты признали неэффективными: большая часть вывезенных из страны денег так и осталась на зарубежных счетах. Как вы думаете, достигнет ли государство своей цели (вернуть порядка 10-12 млрд долларов в бюджет) на этот раз?
Те, кому до сих пор удавалось остаться незамеченными “мульонерами” амнистию главным образом рассматривают как угрозу своему личному состоянию после попадания “на радар”. Другая часть, уже давно складирующая доходы “за бугром”, естесственно предпочитает безопасность оффшорных и просто заграничных гаваней перед политической уязвимостью средств, хранящихся в РК, в случае проблем с властью по любым причинам.
Думаю не стоит переоценивать потенциальные экономические результаты амнистии, особенно если не будут заранее продуманы и озвучены, а самое главное в последстии должным образом применены, механизмы штрафования и возможной конфискации укрытых от амнистии недекларированных активов. При этом, конечно, обществу должны быть доходчиво и заблаговременно разъяснены потенциальные правовые последствия отказа от участия, а также временные рамки амнистиционного процесса.
5. Как вы думаете, не порочна ли эта практика – проводить амнистию капитала каждые 6-7 лет? Не создает ли в это в государстве приоритет «недобросовестных» налогоплательщиков перед добросовестными?
Регулярность амнистии говорит лишь о плохом качестве проведения и отсутствии должного пост-амнистионного контроля и преследования.