Cовокупный среднегодовой рост стоимости разведки и добычи на один баррель в период с 1985 по 1999 годы составлял 0,9% в год, в то время как между 1999 и 2013 годами тот же показатель был равен 10,9% в год.
Прибыль крупных нефтяных компаний падает и многие из них планируют продавать часть активов для выплаты дивидендов. Последнее время много примеров, когда гранды активно занимаются сокращением капиталовложений, приостанавливают, откладывают, либо вообще отказываются от новых проектов: Chevron – Rosebank; BP – MadDogPhase 2; StatOil – Castberg; ExxonMobil – Hadrian, что тоже может способствовать падению уровней добычи.
Для поддержания нейтральности свободных денежных потоков (FCF-neutrality) после капвложений и дивидендов, половине индустрии нужны цены дороже $120/баррель, высшему квартилю (почти все американские компании) нужны цены $130+/баррель.
Спустя множество лет и миллиардов потраченных долларов гранды сталкиваются с большой проблемой – многим из их проектов в ближайшее время не светит стать коммерчески выгодными.
Carbon Tracker Initiative (CTI) проанализировали самые большие и рискованные проекты нефтяных грандов и составили интереснейший репорт (http://www.carbontracker.org/site/wp-content/uploads/2014/08/CTI_Oil_Gas_Majors_Company_Factsheets_August_2014_FULL.pdf), который в том числе показывает, что даже для обычной безубыточности многим проектам нужны цены $130-140 и выше.
Вот список самых затратных проектов:
1. Нефтеносные пески Канады. Канада, со своими 173.6 млрд. баррелей запасов, занимает 3 место в мире. Увы, 170 млрд. из них содержатся в виде нефтеносных песков и тяжелого битума. Извлечение больше похоже на горнорудную добычу, чем на нефтяное бурение. Проект “Foster Creek” компании ConocoPhillips для безубыточности требует $159/баррель.
2. Оффшорная нефть западной Африки. Технологически сложные, глубоководные и сверхглубоководные проекты у берегов Нигерии и Берега Слоновой Кости следующие в списке. Не забываем про пиратов. Французский нефтяной гигант Total рассматривает бурение скважины вблизи Кот-д’Ивуар, c ценой безубыточности $127/баррель. ExxonMobil и Shell преследуют аналогичные проекты в водах Нигерии.
3. Оффшорная нефть Бразилии. В Бразилии меньше пиратов, но вся нефть находится под толстым слоем соли, которая сама находится на глубине километра ниже морской поверхности. Бразильская государственная нефтяная компания Petrobras делает основную работу, но BP и Shell также намереваются инвестировать. Цена безубыточности выше $120/баррель.
4. Арктика. Отсутствие инфраструктуры, сильные морозы, твердый лёд и суровые штормы. Однако жадность сильней. Royal Dutch Shell легких путей не ищет и уже потратила $6 млрд. на бурение в Арктике, без особых успехов. Проекты “Liberty” компании ВР, “Amauligak” компаний Chevron и ConocoPhillips имеют цену безубыточности на уровне $109-113/баррель.
5. Мексиканский залив. Гораздо более гостеприимные края, но стремительно наступающие пределы потенциальных разведок. Остались глубокие, экономические нерентабельные к разведке залежи и растущие затраты. Проект “Yukatan” компании Shell имеет цену безубыточности в районе $99/баррель.
Немного о Казахстане:
1. Проект “Актоты” (часть СРП по Северному Каспию) с участием ENI, ExxonMobil и Total.
Цена безубыточности ~$101/баррель, плюс $15/баррель резерв на непредвиденные затраты.
2. Проект “Хазар” (часть проекта Меруерт (Жемчужина)) с участием Royal Dutch Shell.
Цена безубыточности ~$114/баррель, плюс $15/баррель резерв на непредвиденные затраты.